СОШ им. В.Г.Шухова
Четверг, 21.09.2017, 18:50


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Ученику [10]
Родителям [17]
Расписание [4]
Правила приема [3]

Наш опрос
Как вы относитесь к переходу на ОС Linux
Всего ответов: 513

Главная » Статьи » Ученикам и родителям » Родителям

Развитие фонематического восприятия
Фонематическое восприятие предполагает развитие у детей аналитической деятельности в области их собственной, речи: выделить в речи предложения, в предложениях слова и т.д. Большинство исследователей рекомендует начинать эту работу на шестом году жизни. Для выделения слова из общего речевого потока полезно добавлять одно слово к стихотворной строке или загадке, например: «Руки мыть, пошла Людмила, ей понадобилось... (мыло)»
Использовать для этой цели можно словарные упражнения: подбор слов - действий, слов – эпитетов, однословных названии картинок и т.д. Чтение некоторых художественных произведений незаметно знакомит детей с терминами «слово», «предложение»: сказки «Горшок каши», «По щучьему велению», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» и т.д.
Детям сообщаются знания, что слова в нашей речи произносятся друг за другом, по порядку. Для этого можно провести упражнение, аналогичное упражнению в начальной школе: составление предложений из разрозненных слов. Детям предлагается фраза из хорошо знакомого стихотворения, песни. Например, попросим детей отгадать, из какого стихотворения такие слова: «Плачет, наша, громко, Таня», -дети в ответ произносят их в виде строки:
- «Наша Таня громко плачет".
Затем дается понятие «звук». На примерах разных слов показываем детям, что слова состоят их звуков, эти звуки располагаются по порядку замена одного звука другим меняет все слово (кит - кот, мышка - мишка ).
Нужно учить детей произносить слова с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван изолированно. Наши психологи Л.Е. Журова и Д.Б. Эльконин говорили: «Развернутое проговаривание слова с подчеркнутым интонированием, протяжным произнесением отдельных звуков выполняет функцию ориентировки в звуковом составе слова». Этот прием сочетается со способом «материализации слов» при помощи фишек (фишки фиксируют отдельные выделяемые звуки и наглядно показывают временные отношения звуков в слове). графической схемы звукового состава слова (пособие: счетная линейна, в которой открывающаяся клеточка линейки обозначает произносимые в этот момент звук).
Все эти приемы учат ребенка произнесению слова превращать в специально исследующую работу, т.е. учат фонематическому восприятию.
Для усвоения понятия «звук» проводится словесное упражнение игрового характера (послушать загадку и назвать не отгадку-слово, а лишь его первой звук; назвать слова из стихотворения, в которых слышится заданный звук, например звук «р»), а также упражнения с картинками, с игрушками и т.д.
В системе работы по звуковому анализу и синтезу слова можно предложить упражнения, требующие от детей концентрации внимания, смекалки, творчества; они могут развивать фонематическое восприятие детей, которое необходимо при усвоении грамоты и правописания в школе: определение второго звука в слове, придумывание с ним слов; определение третьего звука в слове, придумывание слов, в которых этот звук находится в начале, в середине, в конце; определение количество гласных и согласных звуков в слове и т.д.
Часто такие упражнения носят игровой характер:
- перепрыгнуть через скакалку столько раз, сколько звуков в названном
слове;
- пройти столько шагов, сколько гласных звуков в слове «кукла»;
- найти и опустить в «чудесный» мешочек игрушку, в названии которой
второй звук «у»
(кукла, Буратино…);
- купить в «магазине» игрушку, название которой начинается со звука «м».
Так, в процессе обучения звуковому анализу речь впервые для ребёнка становится предметом изучения, предметом осознания.
Категория: Родителям | Добавил: ADMIN (08.04.2013) | Автор: Посохова Р.В.
Просмотров: 436 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СОШ им. В.Г. Шухова © 2017